Персональный коучинг 

        Наш мир быстро меняется. Необходимость учета человеческого фактора  в работе, возникла, в  связи   с  усложнением  производства,  с   одной   стороны,   когда   стоимость   человеческой  ошибки  существенно  увеличилась,  а  также  в  связи   с    усилением конкурентной борьбы. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные  на развитие корпоративной культуры и поддержание  корпоративного  духа, тренинги,  коучинг,  действия,  призванные  ускорить  адаптацию   вновь    поступающих сотрудников, работа с  резервом  -  это  далеко  не  полный    перечень того, что осуществляется в современной организации.

       Коучинг -  это консультирование по профессиональным  или частным проблемам, относительно независимое от содержания и ориентированное на принятие решения и процесс. Это возможность в атмосфере доверительности и конфиденциальности описать проблемную ситуацию. составить ясное представление о своих целях и выработать идеи и пути разрешения проблемы. И  сразу надо отделить коучинг от коуч-технологий. Коучинг проводят независимые, т.е. внештатные коучи. Штатные коуч-компетентные руководители и специалисты, вроде внутренних коучей, применяют коуч-технологии. А почему? Во-первых, из-за недостаточного образования в коучинге. Это иллюзия, что за 2-3 дня обучения менеджеров основам коучинга у них будет достаточно отработан навык переключаться с концепции «приказ-контроль-отчет» на вопросы и инициацию творчества подчиненных. Без регулярной супервизии со стороны профессионального коуча, в лучшем случае, эти менеджеры осваивают только несколько полезных навыков. Коучинг в организации присутствует в разных формах в соответствии с иерархией. Акционеры и топ-менеджмент пользуются услугами внешних коучей для соблюдения конфиденциальности. С внутренним коучем руководитель не будет обсуждать задачи высшего уровня управления. 

      Коучинг лучше всего приспособлен к бешеному  ритму  современной  жизни. Клиентами коучинга могут  быть  все  без  исключения  люди.  Существует   единственное требование - активное включение самого человека в  процесс   исследования его жизни, желание  как  можно  более  открыто  и  честно,   всесторонне посмотреть на свою жизнь.  Персональный коучинг затрагивает все без исключения аспекты жизни клиента. В процессе работы на коуч-сессиях клиент может обнаружить свои подлинные внутренние ценности, определить свои истинные жизненные цели и приоритеты. К коучу можно обратиться с самыми разными запросами: от как повысить качество жизни в целом, в чем смысл жизни; до более конкретного и четко сформулированного: построение карьеры, реорганизация бизнеса, улучшение отношений с родными и близкими людьми и др.. Для того, чтобы в полной мере реализовать свой внутренний потенциал любому человеку необходимо знать, чего именно он хочет, что именно ему нужно для того, чтобы почувствовать себя в жизни по-настоящему успешным. Как это ни парадоксально, но очень мало людей может похвастаться таким знанием. Мы устроены так, что в большинстве случаев придерживаемся в своей жизни стереотипов, привнесённых из вне. В процессе ещё в детстве, в процессе воспитания и развития в нас закладываются определённые программы, которым мы следуем всю последующую жизнь. Конечно, в процессе жизни эти программы корректируются, претерпевают некоторые изменения, но всё же именно они определяют наше поведение в большинстве случаев. И пробиться через них к пониманию того, что нам действительно нужно, бывает очень сложно, порой просто невозможно. Для преодоления этого внутреннего сопротивления существует немало различных способов и методик. Одним из наиболее эффективных способов является коучинг.

      Основная  особенность  коучинга - помощь клиенту в поиске собственного решения, а  не  решение    проблемы за него. Коуч не должен быть экспертом в  проблемной  области.    Но он обязательно эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента. Находясь на рабочем месте, человек в большинстве  случаев  обратится  к  консультанту только при  возникновении  проблемы,  в  то  время  как  к  коучингу  прибегают  и  для  повышения   эффективности   уже   успешной     деятельности, и для устранения недостатков работы.    Отсутствие экспертной позиции - один их ключевых принципов  коучинга  и  главное отличие от консультирования, психотерапии или NLP. Даже  в  NLP    консультант  обычно  занимает  позицию  эксперта.   Методика   коучинга    исключает этот подход.   Коучинг  беспристрастен.  В  коучинге  клиенту  не  даются  оценки  его    реальности   или   точек   зрения.   Ему   предоставляется   безопасное    пространство, в котором он может  свободно  высказать  свои  мысли  без    каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти,  он  осознает  что-то   новое самостоятельно. Ему не навязывают новые умственные ограничения  и  убеждения.    Коуч  работает  в  направлении  увеличения  осознания,  способностей  и  свободы - свободы выбора клиента.

      В основном, коучинг проводится в виде  диалога между коучем и клиентом. Для клиента  просто  нужно,  чтобы  он   хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как  можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и  рассмотрел  ее  со  всех  сторон.  Основной  инструмент  для  этого  -  вопросы   коуча   и   его  заинтересованность в ответах клиента. Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает  с  мыслями,  эмоциями, идеями,  выбором,  реакциями  людей,  не  меняя  их  внешнего  окружения.    Коучинг  —  это  наука  об   уме,   собрание   философских   принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей  на  пути  улучшения  своей жизни.  В коучинге большая  часть  работы  заключается  в  прояснении  смыслов,  которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие,  способности и умения, которым предстоит раскрыться.

 В подтверждение вышесказанному хочу привести результаты исследования по  коучингу, проведенного Manchester Inc. ещё в 1999 году. Компании,  заказывающие  коучинг  для  своих  руководителей,   отметили  следующие улучшения: 

     * повышение производительности (53% по мнению руководителей);

     * повышение качества продукции услуг (48%);

     * укрепление организации (48%);

     * снижение жалоб потребителей (34%);

     * увеличение итоговой доходности (22%). 

    Руководители отметили улучшения в следующих сферах: 

     * рабочие отношения с непосредственными подчиненными  (77%  по  мнению

       руководителей);

     * рабочие отношения с непосредственными супервизорами (71%);

     * командная работа (67%);

     * удовлетворенность работой (61%);

     * снижение конфликтности (52%);

     * приверженность компании (44%);

     * работа с клиентами (37%).

    Несомненно  очень хорошие положительные  результаты. Приглашайте!       

 

Время от времени мы выдыхаемся от мыслей, и только тогда приходит истина.

Бучарский Ю.В.

  К предыдущей странице